ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального дошкольного образовательного учреждение « Детский сад №13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников
( МДОУ « Детский сад №13»)
на 2011-2015 год
Программа развития ДОУ является общественным документом, результатом соглашения всех участников образовательного процесса ДОУ. Программа принята к реализации решением Педагогического совета ДОУ в 2011 году.
Цель Программы: создание в детском саду здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное разностороннее развитие каждого ребёнка, формирование у него универсальных способностей до уровня, соответствующего его возрастным и индивидуальным возможностям, требованиям социального заказа государства и семьи.
На 2011-2015 учебный год педагогический коллектив ДОУ определил следующие цель и задачи образовательной программы:
Цель:
создание условий для полноценного развития каждого ребенка и оказание ему помощи в соответствии с индивидуальными особенностями.
Задачи:
-
Формирование у дошкольников определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений и навыков.
-
Формирование и развитие у дошкольников навыков речевое развитие.
-
Поддержание физического здоровья детей через удовлетворение их природной потребности в двигательной активности.
-
Формирование комплексного подхода к формированию здорового образа жизни.
Вышеперечисленные задачи реализуются педагогическим коллективом согласно Учебного плана ДОУ, в соответствии с базисной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, а также (в связи с видом ДОУ) « Здоровье» под редакцией Болдурчиди П.П.
Результаты диагностики усвоения детьми «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой
(высокий и средний уровни усвоения)
-
|
Ребенок и окружаю-
щий мир.
Развитие
речи
|
ФЭМП
|
Музы-
кальное воспита-
ние
|
Изобрази-
тельная деятель-
ность
|
Физичес-
кое
воспита-
ние
|
Общий
результат
|
2009-2010
|
84%
|
83 %
|
97 %
|
89 %
|
95 %
|
89 %
|
По данным диагностики готовности выпускников к обучению к школе, проведенной в мае 2011 года, высокий и средний уровни готовности имеет 81 % детей, что является достаточно хорошим показателем. На круглом столе «Взаимосвязь ДОУ и школы по формированию готовности детей к обучению в школе», состоявшемся в ноябре 2010г., мы получили обратную связь от учителей школ №8 том, что выпускники нашего ДОУ достаточно благополучно прошли адаптацию к школе, успешно осваивают школьную программу, уровень их подготовки в целом соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам.
Исходя из того, что по результатам 2010-2011 учебного года мы имели снижение показателей овладения детьми 5-7 лет основными видами движений, а также моторной плотности физкультурных занятий, в образовательной программе на 2011-2015 учебный год была поставлена задача совершенствования средств, методов и форм физического воспитания детей.
2. Эффективность использования современных педагогических технологий.
Одной из важных задач Программы развития ДОУ является задача повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике современных педагогических технологий.
Умения проектирования и программирования педагоги ДОУ осваивают в 2011-2015 учебном году через разработку и реализацию проектов в группах по оптимизации здоровьесберегающей среды.
3.Наличие материально-технических и медико-социальных условий, обеспечивающих разностороннее развитие воспитанников.
Развитие материальной базы тесным образом связано с бюджетным финансированием и развитием системы внебюджетного финансирования, и родительской платы.
Регламентирует работу ДОУ нормативно правовая база : Устав, лицензия, аккредитация. В ДОУ строго соблюдается: недопущение перегрузок, оптимальная организация режима дня с учетом санитарно- гигиенических норм и возрастных особенностей детей, формирование установки на здоровый образ жизни, формирование физически здоровой личности.
Физическое воспитание в МДОУ осуществляется в соответствии с программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Здоровье» под редакцией Болдурчиди П.П. Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития детей на каждом году жизни и направлена на укрепление здоровья и совершенствование функциональных возможностей детского организма.
Двигательный режим в МДОУ обеспечивает выполнение основных задач физического воспитания, его основы составляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми в различных формах (под руководством воспитателя) и самостоятельная двигательная деятельность детей. Программой по физической культуре предусмотрены следующие формы работы:
- занятия по физкультуре
- индивидуальные или подгрупповые игры-занятия по развитию движений
- утренняя гимнастика
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке
- физкультурные минутки
- физкультурный досуг
- физкультурный праздник
- День здоровья
- гимнастика после сна
Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны старшей медицинской сестры и заведующей МДОУ.
За состоянием здоровья и физическим развитием детей проводятся динамические наблюдения и оценка эффективности воздействия средств физического воспитания во время плановых профилактических осмотров детей врачом детской поликлиники.
Медико-педагогический контроль за методикой проведения занятий, физическими упражнениями и их воздействием на организм детей, контроль за проведением закаливающих мероприятий, санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурным оборудованием, спортивной одеждой и обувью осуществляет старшая медицинская сестра и заведующая.
Санитарно-просветительная работа по вопросам физического воспитания дошкольников, среди персонала дошкольного учреждения и родителей проводится старшей медицинской сестрой, заведующей МДОУ и воспитателями.
Закаливание детей состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия. В МДОУ составлен план оздоровительных и закаливающих мероприятий.
В системе закаливания основные факторы окружающей среды (солнце, воздух и вода) используются дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы МДОУ, со строгим соблюдением всех методических правил. Методы и средства закаливания изменяются с учетом сезона года, температуры помещения, эпидемиологической обстановки в группе.
В соответствии с программой обучения и воспитания детей в детском саду два раза в день проводятся прогулки детей на открытом воздухе. Педагоги следят за соблюдением гигиенических требований к обуви и одежде детей в соответствии с сезоном и температурой воздуха. Для родителей вывешиваются рекомендации на стендах и родительских уголках.
Тестирование детей при приеме в МДОУ, при переводе в другую возрастную группу не производится.
Проблемы материально-технического обеспечения ДОУ:
Проблема
|
Причины возникновения проблемы
|
Пути решения
|
Недостаточная оснащенность групповых комнат современным спортивным оборудованием и инвентарем для обеспечения полноценной двигательной активности.
|
Отсутствие финансовых средств.
|
Дополнительное оснащение групповых комнат необходимым спортивным оборудованием: спортивными комплексами, батутами, спортивными тренажерами и др. за счет привлечения внебюджетных средств.
|
80 % мебели, имеющейся в помещениях ДОУ, очень устарела, постоянно нуждается в ремонте.
|
ДОУ было полностью укомплектовано мебелью с момента введения его в эксплуатацию в 1965 году. С этого времени происходило лишь частичное обновление мебели (в основном детской) преимущественно
за счет благотворительных средств.
|
Приобретение новой мебели за счет привлечения внебюджетных средств.
|
4. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления.
В основе управления ДОУ лежит взаимодействие всех структур по принципу демократического управления и самоуправления.
Управление ДОУ осуществляется коллегиальными органами, представленными Общим собранием трудового коллектива, Педагогическим советом, а также административно-управленческим аппаратом.
-
Позитивное отношение родителей (законных представителей) к Учреждению.
В течение анализируемого периода в ДОУ действовала сложившаяся в предыдущие годы и зарекомендовавшая себя как достаточно эффективная система работы с родителями, которая позволила вовлечь большинство родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Ежегодно проводится анкетирование родителей по оценке деятельности ДОУ. По результатам анкетирования, проведенного в 2010-2011 учебном году, родители воспитанников нашего ДОУ дают положительную оценку деятельности коллектива ДОУ. 97 % родителей в полной мере удовлетворяют воспитание, обучение, оздоровление, которые получают их дети в нашем дошкольном учреждении. 100 % опрошенных отмечают, что сотрудники ДОУ доброжелательно относятся к детям и их родителям.
-
Обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в Учреждении.
В ДОУ созданы необходимые условия пожарной безопасности и охраны труда. В течение 2010 -2011 года была активизирована работа по направлению обеспечения безопасности жизнедеятельности детей:
-
создана постоянно действующая выставка методической литературы по ПДД и ППБ;
-
в родительских уголках всех групп ежемесячно размещалась информация о профилактических мероприятиях по предупреждению дорожно-транспортного и бытового травматизма.
Осуществляется четырехступенчатая система контроля по ОТ, ТБ и ППБ. В результате в течение анализируемого периода в ДОУ не было пожароопасных и чрезвычайных ситуаций.
Установлена автоматическая пожарная сигнализация.
Случаев травматизма воспитанников и сотрудников ДОУ за анализируемый период не было
-
Достижения педагогического коллектива ДОУ.
-
2007, 2008, 2009,2010,2011 гг. – участие в Акции «Внимание, дети!», конкурс детского рисунка «РОСГОССТРАХ»;
-
2010 год – участие во Всероссийском конкурсе рисунков «О тебе, моя Россия!»
« Управленческая культура руководител: психолого- педагогические основы управления персоналом» (2009 год);
-
открытый педагогический совет «ДОУ как социальная среда будущего первоклассника и средство повышения педагогической компетенции родителей» (2010год );
-
Снижение заболеваемости на 7%
-
Повышение индекса здоровья до 58 %.
1 педагог награжден грамотой Министерства образования
Ежегодно МДОУ получает грамоты от РОСГОССТРАХ за 100% страхование детей от несчастных случаев
-
Система контроля за реализацией программы:
Комплексная система мониторинга качества образовательного процесса, эффективности реализации всех задач. Внутренний контроль: администрация учреждения, проектный совет учреждения.
-
Финансовое обеспечение программы:
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские взносы, добровольные пожертвования и прочие доходы, разрешенные нормативно-правовыми документами, регламентирующими финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения).
Концепция развития ДОУ
Основные концептуальные идеи нашего ДОУ:
1. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, всестороннее развитие и вера в свои силы.
Поэтому основополагающим концептом программы развития нашего ДОУ будет понятие «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье, являясь не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, психического и социального благополучия.
Следовательно, в целом здоровье ребенка формирует своего рода треугольник следующих разных воздействий:
Физическое Здоровье Психическое
здоровье здоровье
Социально-нравственное
здоровье
Таким образом, укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружения родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещения. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
2. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается необходимость ориентирования педагогов на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми. В рамках личностно-ориентированного подхода иначе должны быть осмыслены содержание и принципы обучения. От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни. Таким образом, социальный заказ выражается в формировании у дошкольника компетентностей, позволяющих ему успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности. Сообразные дошкольному возрасту виды компетентности – социальная, коммуникативная, информационная и деятельностная.
Социальная компетентность – умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в разных ситуациях. Коммуникативная компетентность – умение слышать и понимать речь других и стремление сделать понятной свою речь. Информационная компетентность – умение использовать различные источники информации. Деятельностная компетентность – умение поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие.
Отталкиваясь от мнения, что «личность может воспитывать только личность», необходимо в первую очередь совершенствовать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов, результатом чего должно стать осознание и понимание ими истинного смысла и важности личностно-ориентированного подхода, средством реализации которого является системное использование современных педагогических технологий.
Таким образом, еще одним ценностным ориентиром педагогического коллектива должны стать переосмысленное содержание и принципы личностно-ориентированного подхода к работе с дошкольниками.
Данные концептуальные идеи строятся на основе следующих принципов:
1. Принцип, сберегающий здоровье. Наибольший потенциал, сберегающий здоровье, - личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с ребёнком.
2. Принцип природосообразности воспитания. Требование к воспитателю соответствовать в своём подходе прежде всего биологической природе ребёнка, о понимании им врожденных черт ребёнка (Я.А. Каменский); учете его возрастных, индивидуальных особенностей; естественности развития, учёте феноменов детства (А.Дистервег).
3. Принцип психологической комфортности. Обеспечивает ребёнку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия.. Значимая составляющая психологического комфорта ребёнка в детском саду - игровая деятельность.
4. Принцип взаимодействия. Подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса. РЕБЁНОК-ПЕДАГОГ, РОДИТЕЛИ - РЕБЁНОК, ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛИ.
5. Принцип диалогического общения. Рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса.
6. Принцип обучения деятельности. Именно деятельность выступает «мощной силой для самоизменения» (Л.С. Выготский). Обучение деятельности - это не обучение навыкам, это обучение умению ставить цель и реализовать её в дальнейшем.
В соответствии с вышеназванными концептуальными положениями стратегической целью нашего ДОУ является :
создание в детском саду здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное разностороннее развитие каждого ребёнка, формирование у него универсальных способностей до уровня, соответствующего его возрастным и индивидуальным возможностям, требованиям социального заказа государства и семьи.
Переход ДОУ на эту качественно новую ступень организации учебно-воспитательного процесса будет осуществляться через следующие задачи:
-
Оптимизация деятельности ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей.
-
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике современных педагогических технологий.
Стратегия развития ДОУ
Стратегия, предусматривающая обновление деятельности отдельных участков жизнедеятельности ДОУ. Эти изменения позволят достичь нового качества образования.
Стратегия реализации задачи «Оптимизация деятельности ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей»:
-
продолжение реализации программы оздоровления детей
-
обеспечение щадящего режима для детей посредством интеграции занятий для высвобождения времени на свободную игровую деятельность детей.
-
совершенствование здоровьесберегающей среды через инициирование и разворачивание проектов как на уровне ДОУ, так и на уровне групп;
-
пополнение материально-технической базы ДОУ, способствующей более эффективному оздоровлению воспитанников.
Стратегия реализации задачи «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике современных педагогических технологий»:
-
организация мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов через выявление типичных проблем практики на основе самооценки педагогов (методом анкетирования) и оценки администрации;
-
стимулирование педагогов к обобщению собственного педагогического опыта, инновационной деятельности через процедуру аттестации, участие в конкурсах различных уровней (учреждения, муниципальном, региональном;
Механизм управления реализацией программы развития ДОУ.
1. Мониторинг:
-
сохранения и укрепления здоровья детей;
-
состояния эмоционального благополучия детей;
-
качества результатов воспитания и обучения дошкольников:
- уровня усвоения программного содержания;
- уровня сформированности социальной, коммуникативной,
информационной и деятельностной компетентностей;
- уровня готовности детей к школе;
2. Эффективная деятельность Педагогического совета ДОУ.
Этапы реализации программы
1 этап. 2011 учебный год:
-
Организация мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
-
Организация и проведение цикла семинаров-практикумов для повышения профессиональной компетентности педагогов.
-
Работа творческих групп по интеграции занятий с целью обеспечения щадящего режима для детей: разработка конспектов занятий, апробирование и анализ занятий.
-
Укрепление материальной базы и программно-методического обеспечения:
-
Управление программой: мониторинг, рефлексия, уточнение и корректировка.
2 этап. 2012-2013 учебный год:
-
Работа творческих групп по интеграции занятий с целью обеспечения щадящего режима для детей: организация открытых просмотров и анализа занятий.
-
Поддержка и сопровождение современных педагогических технологий: организация постоянно действующей педагогической мастерской.
-
Совершенствование накопительной базы профессионализма педагогов через коррекцию форм и содержания их электронного портфолио.
-
Стимулирование участия педагогов в профессиональных конкурсах различных уровней .
-
Совершенствование просветительской работы с родителями в вопросах:
3 этап. 2013-2015 год:
-
Поддержка и сопровождение современных педагогических технологий: деятельность педагогической мастерской, организация взаимопосещения и анализа занятий .
-
Рефлексия реализации программы развития на основе анализа результатов мониторинга. Постановка целей и задач развития ДОУ на следующий период.
Ожидаемые результаты реализации программы:
-
Укрепление физического и психического здоровья детей.
-
Повышение профессиональной компетентности педагогов, их деятельность в инновационном режиме.
-
Повышение социальной, коммуникативной, информационной и деятельностной компетентностей воспитанников ДОУ.
-
Обеспечение выравнивания стартовых возможностей детей для обучения их в школе.